ПАРАМЕТРЫ РАБОТЫ ШАРИКОВЫХ ТУРБИН

Фирма GARRETT (производитель турбин, оснащенных подшипниками качения)  определила параметры работы своих турбин.

Основные параметры следующие:

- максимальная температура выхлопных газов на входе в турбину - 980 градусов цельсия;

- давление даддува примерно 1,7 бара избытка считается рабочим, всё, что выше - экстремальная работа турбины;

- максимальная температура в узле подшипника качения - 150 градусов цельсия.

Из таблицы видно, что при нормальной работе турбины на турбинном валу и обоймах подшипника не должно оставаться никаких

следов, в крайнем случае легкий светло-соломенный налет. 

 

Что-же происходит в действительности:

Судя по данным картинкам температура в узле подшипника качения была около или больше 300 градусов Цельсия,

что в два раза превышает допустимое значение.

Следует отметить, что моторное масло, которым смазывается узел шариковых подшипников при температуре после

200 градусов цельсия полностью теряет свои смазывающие свойства. Работа подшипника происходит в условиях

сухого трения и происходит их ускоренный прогессирующий износ. 

Что может привести к такому перегреву турбины:

- не правильноая организация охлаждения турбины антифризом (данная тема будет рассмотрена в отдельной статье);

- бедная топливо-воздушная мсесь, что приводит к повшению температуры отработавших газов.

Но бывает так, что датчик температуры отработавших газов (EGT) показывает значение в пределах нормы и альфометр

показывает богатый состав смеси, а турбина всё равно перегревается и на деталях турбины видны цвета побежалости.

К искажениям показаний датчика температуры отработавших газов и показаний альфометра может привести:

- расположение датчика EGT за турбиной. В данном случае необходимо делать поправку до 200 градусов;

- расположение альфометра перед турбиной. Повышение противодавления перед турбиной с повышением оборотов

двигателя приводит в искажению показаний состава смеси в сторону ее обогащения. При этом реально смесь будет бедная;

- проблемы с зажиганием (свечи с несоответствующим наддуву калильным числом, недостаточная мощность искрового разряда)

приводит к тому, что часть топливо-воздушной смесии не сгорает в цилиндре, а попадает в выпускной тракт. Это приводит к

искажению показаний как альфометра в сторону обогащения смеси, так и датчика EGT в сторону уменьшения температуры.

- неправильная организайия фаз впрыска. При этом часть топливо-воздушной смесии не сгорает в цилиндре, а попадает в 

выпускной тракт. Это приводит к искажению показаний как альфометра в сторону обогащения смеси, так и датчика EGT в

сторону уменьшения температуры отработавших газов;

- неправильная установка перекрытия клапанов, при которой часть смеси на перекртии не сгорев уходит в выпускной коллектор, 

что искажает показания альфометра в сторону обогащения смеси,а датчика EGT в сторону уменьшения температуры отработаших газов.

Температуру отработавших газов и состав смеси можно определить по косвенным признакам:

- если свча зажигания белая - состав смеси бедный.

- если посмотреть на турбинный вал, при бедных смесях он будет светлый, если потереть его пальцем, он не измажется в саже.

И наоборот, при богатых смесях на валу будет сажа.